Что такое аспирантура, магистратура, бакалавриат

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое аспирантура, магистратура, бакалавриат». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Казалось бы, всегда есть привычный короткий путь — позаимствовать определения «на Западе». Но определения Европейского пространства высшего образования размыты и больше сфокусированы на количестве кредитов, чем на функциях. Это связано с изначальным фокусом Болонского процесса на международной мобильности — в первую очередь ее важно было обеспечить механически.

Можно ли сделать как в Европе

Отдельные европейские страны тоже с трудом концептуализируют образовательные уровни или «циклы», выражаясь языком Болонского процесса. Нам придется определяться самостоятельно и вступать в международный диалог со своими ответами.

При этом к изначальным истокам Болонского процесса можно и нужно возвращаться. Мы часто воспринимаем его как навязанное. Однако, во-первых, отдельные вузы ввели бакалавриат и магистратуру задолго до подписания Болонской декларации, в начале 1990-х годов. Во-вторых, процесс решал те же задачи, над которыми мы работаем сейчас — в частности, развитие человеческого капитала.

Болонский процесс был ответом на сверхспециализацию. Рынок стал волатильным, новые требования и специальности быстро появляются и так же быстро теряют актуальность. Индустриальная система образования, ставящая за цель подготовку идеальных деталей для экономической машины, перестала работать. Старые монодисциплинарные программы, лекция как основной образовательный метод, подготовка только к рынку труда становились все более неадекватными. Студенты выражали запрос на возможность менять жизненные ориентиры, решать проблемы разного типа и после выпуска быть готовыми не только к работе, но и к жизни в целом.

Что такое аспирантура

В аспирантуре готовят научно-педагогические кадры, то есть: будущих учёных и преподавателей вузов. В России аспирантура находится выше других уровней образования.

В аспирантуру могут поступать выпускники специалитета или магистры. С дипломом бакалавра нельзя стать аспирантом, сначала нужно пройти магистратуру.

Чтобы поступить в аспирантуру, нужно сдать три экзамена: философию, иностранный язык и профильный предмет.

Аспиранты учатся 3-4 года очно, на заочном — дольше. За это время они углублённо изучают несколько предметов, занимаются научно-исследовательской работой и пишут кандидатскую диссертацию.

После окончания обучения аспиранты получают учёную степень кандидата наук.

В магистратуре пишут диплом или диссертацию

Заключительный этап обучения в магистратуре – написание магистерской диссертации. Поскольку магистратура, это высшая ступень вузовского образования, то и требования к выпускной работе более высокие, чем при написании диплома:

  1. Объем диссертации больше на 20-40 страниц по сравнению с дипломной работой.

  2. Необходимо присутствие собственных толкований применяемым терминам.

  3. Список литературы может доходить до сотни источников, которые нужно не только изучить, но и дать прочитанному собственную оценку.

  4. Обязательно присутствие научной части, содержащей актуальную задачу, с ее последующим решением и ответом на возникшие в ходе исследования вопросы.

  5. Уникальность работы должна быть не менее 80.

Это завершающая ступень высшего образования для тех, кто окончил бакалавриат. Она обязательна для бакалавров, которые планируют стать преподавателями вузов, учёными или госслужащими.

Поступить в магистратуру можно, сдав вступительные экзамены по профильным дисциплинам.

Учёба длится 2—2,5 года и позволяет углубить знания в конкретной области, получить навыки научно-исследовательской или педагогической деятельности. По окончании обучения выпускнику выдают диплом магистра, в котором указано направление подготовки: «Менеджмент организации», «Психолого-педагогическое образование» и т. п.

Чаще всего программы составлены так, чтобы студенты изучали материалы и занимались научной работой самостоятельно. Преподаватели здесь – не няньки, как это часто бывает на бакалавриате и специалитете, а проводники к экспертной информации и профессиональному миру. Также это первые соратники в научном труде, которые могут подсказать методологию, дать обратную связь, показать «вход» в научное сообщество.

Читайте также:  Выплаты за первого ребенка в 2023 военнослужащему

Что такое аспирантура?

Аспирантура представляет собой форму подготовки преподавательских и научных кадров. Аспирантура может быть учреждена как в высшем учебном заведении, так и при научно-исследовательском институте.

Зачисление в аспирантуру происходит на конкурсной основе: претендентам на обучение необходимо успешно сдать вступительные экзамены. По окончании обучения аспирант получает диплом с присвоением квалификации, а после защиты диссертации ему присуждается ученая степень «кандидат наук».

В аспирантуру поступают после магистратуры, а защитившийся аспирант получает возможность:

  • заниматься преподавательской работой;
  • посвятить себя исследовательской деятельности;
  • претендовать на дальнейшее обучение в докторантуре и получение высшей ученой степени доктора наук.

Бакалавриат, специалитет и магистратура входят в систему высшего образования и являются разными ступеньками. Для того, чтобы стать бакалавром, нужно окончить школу (именно 11 классов) и поступить в университет. А для того, чтобы стать магистрантом, сначала нужно будет стать бакалавром.

Как правило, решение поступать в магистратуру принимают либо после окончания первой ступени ВО, либо уже после нескольких лет работы по специальности. Магистратура может рассматриваться как шаг к педагогической или научной карьере, так и способ повышения квалификации для тех, кто изначально уходил из вуза бакалавром.

Поскольку магистратура – это обучение не с нуля, учиться на ней нужно не так интенсивно. Шестидневной учебной недели уже нет, студенты посещают пары 2-3 раза за неделю. Все рассчитано на то, чтобы человек больше занимался самостоятельно и в итоге защитил диссертацию. Всего магистратура занимает два года, после чего можно поступить в аспирантуру (но это уже шаг к научной карьере).

На магистранта можно учиться как на очной (если есть время) форме, так и на заочной (если большую часть времени студент работает). Во втором случае посещать университет регулярно не нужно – заниматься необходимо самостоятельно, и приезжать только на экзамены и защиту работ.

Но если студенты-очники на магистратуре посещают университет несколько раз в неделю, то у будущих бакалавром на очном обучениие график куда строже. Им необходимо посещать пары каждый день за исключением одного или двух (если повезет) выходных. Поэтому хорошо учиться, работать и еще строить личную жизнь одновременно – очень сложно. А ведь в студенческом возрасте так много всего хочется, кругом столько впечатлений!

Это один из самых важных вопросов, которым задаются будущие студенты. «Будет ли мой диплом ценным? Стану ли я востребованным специалистом? Не проведу ли я впустую несколько лет в университете?» — все это очень волнует абитуриентов, так как они, на самом деле, делают первый взрослый и серьезный выбор в своей жизни.

На самом деле, ценность любого диплома относительна. Конечно, если вы выпускаетесь из американской Лиги Плюща или даже нашего МГИМО – это уже много говорит о ваших возможностях, так как просто поступить в эти университеты очень сложно, не говоря уже о том, чтобы учиться там.

Однако если мы говорим об обычных вузах, то здесь все полностью зависит от человека. Сам по себе диплом никакой ценности не имеет, куда важнее – что выпускник вынес из университета, насколько хорошо он учился и насколько сильно увлечен своей специальностью.

Если вы получили диплом бакалавра просто для «галочки» (родители настояли, думал, что надо как у всех, сделал как одноклассники) – то он не будет ценным на рынке труда. Ведь на самом деле вы не были мотивированы к учебе, и кто знает, насколько хорошо вы усвоили программу? Для работодателей куда важнее будет ваше трудолюбие и желание себя проявить. Поэтому диплом без реальных знаний и стремлений – просто корочка, которая, возможно, волнует вашу маму. Но никого на реальном рынке.

В школе учителя сильно переживают о том, чтобы их ученики ходили на уроки, сдавали экзамены хорошо и в целом успевали. Исключают из школ очень редко – для того, чтобы это произошло, нужно очень «постараться». В университетах же все совсем по-другому.

Профессорам, деканам и даже кураторам особо без разницы на успехи студентов. Ведь высшее образование нужно не сотрудникам университета, а тем, кто пришел туда учиться. Немотивированных студентов никто не будет задерживать и уговаривать. За несданную сессию или неоплаченный семестр отчисляют, и далеко не всем потом удается восстановиться.

Читайте также:  Установление инвалидности. Как пройти процедуру по новым правилам?

Для того, чтобы продолжать обучение, студентам обязательно нужно сдавать различные работы – рефераты, эссе, коллоквиумы, курсовые, и, конечно, диплом (без него все 4 года обучения просто не засчитаются). И далеко не у всех есть время на то, чтобы их писать.

Многие студенты скачивают полные работы или их части в Интернете. Сделать это достаточно просто, однако сейчас все университеты пользуются специальной проверкой Антиплагиат ВУЗ. Она позволяет узнать, была ли работа написана самим студентом, или же он ее скачал.

Для того, чтобы обойти эту программу, можно обратиться на соответствующей услугой к специальным людям (они пишут студенческие работы на заказ), а можно сделать проще и дешевле – воспользоваться сервисом Антиплагиат Киллер. Он повысит уникальность текста и поможет обойти все необходимые проверки.

Подготовка кадров высшей квалификации

Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».

Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:

  • образования;
  • педагогической деятельности;
  • практики;
  • научно-исследовательской работы.

При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.

Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.

Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:

  • ординатура – для врачей и фармацевтов; выпускники получают дипломы с конкретной квалификацией – «врач-радиолог», «врач-кардиолог», «врач-неонатолог» и т. д.;
  • адъюнктура – для военных, которые учатся в вузах Минобороны, МВД, МЧС и других «силовых» ведомств;
  • ассистентура-стажировка – для представителей творческих профессий.

В «узкоспециальных» аспирантурах учатся два года.

Все направления подготовки в , , и перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.

Уровни российского вузовского образования

Образование

Уровень

Базовое образование для поступления на учебу

Срок очного обучения

Квалификация после завершения учебы

Бакалавриат

I

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

4 года

Бакалавр

Специалитет

II

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

5 лет

Специалист с указанием конкретного направления подготовки («специалист по защите информации»; «инженер-строитель» и т. д.)

Магистратура

II

Любое высшее

2 года

Магистр

Аспирантура

III

Магистратура или специалитет

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ординатура

III

Высшее медицинское (специалитет) или фармацевтическое

2 года

Врач с указанием конкретной специализации («врач-гематолог»; «врач-нефролог» и т. д.)

Адъюнктура

III

Специалитет или магистратура

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ассистентура-стажировка

III

Специалитет или магистратура в области искусства и культуры

2 года

Специалист высшей квалификации, преподаватель высшей школы

Магистр и аспирант: в чём разница?

Идём дальше. И бакалавр, и специалист могут поступать в магистратуру, чтобы повысить квалификацию или сменить специализацию. Например, учитель биологии может поступить в магистратуру, чтобы получить категорию. Но он также может выучиться в магистратуре на психолога. А если бакалавр или специалист повысил свою квалификацию в магистратуре, но понял, что хочет заниматься научными исследованиями в своей области? В таком случае речь идёт о послевузовском образовании и поступлении в аспирантуру для получения научной квалификации «Исследователь».

В послевузовском образовании также есть свои ступени: I — аспирантура (адъюнктура) и II — докторантура

Получается такая лестница. Сначала ты поступаешь на программу специалитета либо бакалавриата, затем повышаешь квалификацию в магистратуре. Если хочешь заняться наукой, учишься в аспирантуре. А когда твой научный труд набирает серьёзные обороты, заканчиваешь докторантуру. Разобрался?

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш Telegram, и уведомления на adukar.by.

Читайте также:  Как получить гражданство РФ в упрощенном порядке

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу [email protected]. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Чем различаются дипломы бакалавра и специалиста

Кроме самого звания — «бакалавр» или «специалист» по какому-то направлению — в дипломе специалиста дополнительно указывается еще и точная специальность: юрист, психолог, инженер.

Если изучить приложение к диплому, где указаны учебные дисциплины и затраченное на них время, можно увидеть, что у этих двух программ обучения разная глубина охвата предметов.

Выпускникам специалитета предоставляется больше карьерных возможностей. Бакалавр сможет поравняться со специалитетом только после того, как окончит магистратуру.

Вот наглядный пример того, как отличаются уровни подготовки и компетенций выпускников двух разных программ обучения (бакалавриата и специалитета) на юридическом образовании:

Диплом бакалавра включает лишь общее направление.

Базовые различия бакалавра, магистра, специалиста

В чем еще отличия магистра и бакалавра от специалитета, так это в том, что эти две степени относятся к первым научным степеням. Звание магистра открывает перед молодыми учеными дорогу в аспирантуру.

Учащийся получает степень бакалавра до специалиста или магистра. Спустя 4 года учебы студент должен понять, куда двигаться дальше и какие вершины осваивать. Если у него в планах пойти в науку или он планирует остаться в вузе и работать преподавателем, он должен подумать о получении диплома специалиста или магистра.

Обратите внимание, что не все вузы предлагают своим студентам возможность получения диплома магистра. Еще меньше специальностей, по которым можно его получить. Подробную информацию о наличии интересующего направления и диплома получайте на официальном сайте вуза.

На какой бы системе образования вы не остановились, всегда старайтесь получить не сам диплом, а знания. Ведь именно они помогут добиться в жизни тех целей, которые вы перед собой поставите. А если достижению заветного мешают бесполезные предметы, специалисты нашего сервиса помощи студентам готовы избавить вас от этих мук.

Особенности обучения на аспирантуре:

  1. Обучение как платное, так и бесплатное, в зависимости от ВУЗа и выбранной специальности.
  2. Обязательное владение иностранным языком.
  3. Обучение на очной форме составляет 3 года, на заочной – 4 года.
  4. Предполагается отсрочка от армии на три года для аспирантов (но только для тех учащихся, кто находится на очной форме обучения).
  5. Аспирантура вполне способна выступать в качестве второго высшего образования.

Защита кандидатской диссертации не является обязательной, вы можете окончить обучение, сдав специальные экзамены. Но завершение аспирантуры без ученой степени совершенно ничего не дает при устройстве на работу. Оно равно повышению квалификации специалиста по специальной программе. Другое дело, звание «кандидата наук» открывает новые двери:

  1. Надбавки к зарплате и финансовые поощрения. Здесь следует заметить, что не во всех организациях предусмотрено материальное вознаграждение за наличие ученой степени.
  2. Получение высокой должности.

Несмотря на все привилегия, которые дает наличие ученой степени процесс обучения имеет ряд особенностей:

  • длительность обучения;
  • финансовые вложения;
  • моральные и интеллектуальные затраты.

Подготовка кадров высшей квалификации

Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».

Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:

При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.

Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.

Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:

В «узкоспециальных» аспирантурах учатся два года.

Все направления подготовки в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и ассистентуре-стажировке перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *