Росреестр об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Росреестр об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Хочу нагло завладеть соседним заброшенным участком СНТ(его нет росреестре и кадастре). Хозяин(ФИО не знаю) умер. в 90-х выдавались свидетельства(председатель его не видел). Садовой книжки нет. Наследники не приезжали. В архиве района есть общий список СНТ без привязки в № участка из 90-х. Но полгода назад появился человек без документов на участок,стал платить председателю за участок.

Заброшенные участки в СНТ пересчитают

Участок с нарушениями может быть выявлен как в ходе самостоятельной проверки государственных или муниципальных органов, так и по жалобам соседей. Поэтому, если с соседней запущенной территории к вам проникают сорняки и борщевик, можно смело жаловаться местным властям.

Резюмируем. Когда есть желание и возможность приумножить свои владения, путем присоединения соседского участка, почему бы не воспользоваться этим? Но, под лежачий камень, как говорится, вода не течет.

Если владелец остался неизвестен, но вы выяснили, что земельный участок под домом расположен в СНТ и не стоит на учете в ЕГРН, нужно снова обратиться в муниципалитет и перейти к следующему этапу.

Закон прямо говорит: если участок для ведения сельского хозяйства, индивидуального жилищного или иного строительства не используется по назначению более трех лет, его можно изъять у собственника.

Как оформить в собственность бесхозный, брошенный земельный участок?

Прибыв в соответствующий государственный орган, возьмите талон, чтобы попасть к специалисту.

Желательно до общения с работником организации произвести уплату государственной пошлины. Реквизиты, как правило, располагаются на стендах или на стойке у консультанта.

Терминалы для оплаты установлены в холлах. Размер госпошлины, составляет двести рублей, не включая комиссию Банка.

С помощью работника заполняется заявление. Документы предоставляются по истечению пяти рабочих дней.

Обращение возможно путем почтамта России или электронной почты в тот же государственный орган.

Для этого необходимо заполнить утвержденную форму заявления и оплатить пошлину установленную государством.

Подпись заявителя в обязательном порядке заверяется у нотариуса при отправке обращения посредством почтамта.

Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав

В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.

А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.

Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.

Ст. 56.2. – ст. 56.12. ЗК РФ регламентируют, какие нововведения 2023 в порядке изъятия предусмотрены:

  • сначала государство, орган исполнительной власти российского региона или муниципалитет (ст. 56.2. ЗК России) принимают решение об изъятии при наличии соответствующих оснований – как по собственной инициативе, так и по представлению организаций, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства № 442 от 6. 05. 2015 года “Об утверждении…”;
  • далее осуществляется выявление лиц, имеющих право пользования, владения или распоряжения изымаемым участком в порядке, установленным в ст. 56.5. ЗК РФ, с целью заключения с указанными лицами соглашений об изъятии;
  • затем, в соответствии со ст. 56.10. ЗК РФ, правообладателю направляется проект соглашения об изъятии, который он должен подписать (или отказаться от подписания), а далее отправить в орган, утвердивший вердикт об изъятии;
  • потом правообладателю земли выплачивается возмещение за изымаемый участок (ст. 56.8. ЗК РФ);
  • наконец, право частной собственности или иное вещное право прекращается в установленном порядке в Росреестре и переходит к муниципальным, региональным или федеральным властям.
Читайте также:  Что дают за 3 ребёнка в 2023 в Перми

Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав

В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.

А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.

Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.

Садоводческое товарищество понимается как некоммерческая организация, в которой участвуют граждане, объединившиеся на добровольных началах. За счет функционирования СНТ не получает какой – либо прибыли. В товариществах действуют уставы, которые они разрабатывают самостоятельно. Налогообложение предусматривается исходя из учета общей площади товарищества.

СНТ не имеет правомочий относительно конфискации наделов. В законодательстве предусматриваются основания для изъятия, которые могут связываться только с правонарушением совершенным владельцев участка:

  • когда лицо использует участок вопреки его назначению;
  • отчуждение территории производится органами муниципалитета в интересах общества.

Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) дополнят новой главой VII1 «Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд». Для того чтобы в интересах государства можно было забрать любой участок, в ней предусмотрели буквально всё.

В частности, изъятию земли не будет препятствовать ни отсутствие точных границ, ни отсутствие данных о собственниках в Едином государственном реестре прав (ЕГРП). Причём забрать участок будет можно, даже если после необходимых процедур (публикация объявлений в СМИ и Интернете, запросы и т. п.) правообладатель так и не найдётся. Если владелец земли обнаружится уже после изъятия, он сможет претендовать только на компенсацию.

Забирать можно будет и участки, которые на кадастровой карте частично «налагаются» на другие (чаще всего из-за кадастровой ошибки). Причём до конца не понятно, как проводить оценку их рыночной стоимости для расчёта компенсации.

Порядок изъятия земельного участка

Процедура отчуждения земельного участка в принудительном порядке представляет собой законную юридическую процедуру, которая проводится после проведения проверки уполномоченным государственным органом по земельному контролю земельных наделов, являющихся частной собственностью граждан. В случае выявления нарушений в области использования земельного участка его правообладателю выдается на руки предписание с требованием в определенные сроки устранить нарушения и уплатить штраф, размер которого установлен законом. По истечении выделенного срока контролирующий орган проводит повторную проверку земельного надела и в случае неисполнения требования предписания на владельца участка подается судебный иск. Вынесение положительного судебного решения предполагает изъятие недвижимого имущества у правообладателя и выставление его на публичные торги с целью реализации. Сумма, полученная от продажи земельного участка, передается бывшему владельцу за минусом расходов на подготовку и проведение аукциона.

Порядок принудительного изъятия земельного участка

Изъятие земельного участка в рамках законодательства происходит в несколько этапов. Каждый из них обязателен к исполнению. При любом нарушении собственник вправе обратиться в суд для восстановления нарушенных прав. Описать порядок поэтапно можно следующим образом:

  1. Инициализация процесса изъятия. Запустить его могут власти любого уровня. Собственнику отправляется уведомительное письмо о дате проверки целевого назначения земли. Также могут проводиться и внеплановые проверки.
  2. Поиск собственника.
  3. Принятие решения о конфискации. На основании инициативы уполномоченные органы принимают решение об изъятии земли. В постановлении указывается причина конфискации, собственник, у которого участок изымается, а также реквизиты этого надела: площадь, кадастровый номер и иные, дающие возможность инициировать конкретную территорию.
  4. Письменное уведомление собственника о том, что участок будет экспроприирован по основаниям. Параллельно с этим исполнительными органами в СМИ публикуется информация с данными по изымаемому имуществу.
  5. Разрабатывается соглашение. Только, достигнув всех договоренностей, составляется документ, где указываются все особенности проведения процедуры с указанием сроков. Здесь же прописывается условие замены утраченного имущества.
  6. Земельный участок отчуждается и производится переход прав на него. Если конфискация происходит не в результате судебного решения, по которому произойдет возмещение средств пострадавшему лицу, то хозяин земли вправе затребовать компенсацию. Расчет ее происходит по рыночной оценке, действующей на конкретной территории. Вместо денежной компенсации правообладателю, утратившему имущество, может быть предложена замена, равная по площади или цене.
Читайте также:  Долевая собственность: особенности продажи

У владельца имущества после уведомления имеется 3 месяца на принятие решения. За это время он может согласиться с условиями изъятия, размером компенсации или заменой на аналогичный участок. В противном случае — обратиться в судебные органы с иском о нарушенных правах. Как показывает практика, государственные органы власти имеют все законные основания для конфискации земельного участка и суд принимает решение в пользу государства.

Если земля не была зарегистрирована, владельцу дается всего 2 месяца на доказательство своих прав относительно надела. Он обязан передать в администрацию правоустанавливающие документы и заявление. Иначе земля будет признана бесхозной и передана муниципалитету.

Что касается компенсации за утраченное имущество, то она складывается из нескольких составляющих:

  • рыночной оценки самого участка;
  • недвижимых объектов, расположенных в границах надела. Тут следует отметить, что компенсация за них возможна только в том случае, если разрешенное использование земли предполагает размещение на них таких объектов;
  • упущенной выгоды, которая могла быть получена собственником в связи с использованием земли, опять же в соответствии с разрешением;
  • иных сумм убытков.

Как себя обезопасить от изъятия участка?

Бывает, что участок из земель сельхозназначения «простаивает» по уважительной причине (допустим, вопрос о праве собственности решается в суде), либо имеет признаки нарушений, которые создал не хозяин земли (часть участка – балка, куда местные жители вывезли свой строительный мусор). Но отвечать в любом случае придётся владельцу участка, поэтому принять меры нужно как можно раньше.

То же самое относится к сельхозпроизводителям, которые покупают заброшенные земли в надежде привести их в порядок: у вас есть не более трёх лет на то, чтобы выкорчевать пни и кустарники, извести сорняки – и не более года на то, чтобы убрать мусор и снести самовольные постройки.

Согласно законопроекту Минсельхоза, изменённый порядок использования земли начнёт действовать с 1 января 2023 года.

Государственные органы, которые могут изъять землю

Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:

  1. Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
  2. Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
  3. Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.

Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:

  • на основании их собственной инициативы;
  • на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).

Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:

  1. Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
  2. Государственная власть, изымающая участок с целью:
  • исполнения международного соглашения;
  • осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
  1. Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.

Нередко государственные органы нарушают процедуру изъятия земли. Это становится причиной судебного отказа в принудительном изъятии территории.

Чаще всего чиновниками нарушается:

  • процедура принятия решения;
  • порядок извещения владельца земли;
  • порядок проведения оценки.

Если собственник участка хочет потянуть время и не намерен сдаваться без боя, его бдительность поможет в выявлении нарушений в действиях компетентного органа.

Если указать суду на ошибки в процедуре и в ходе рассмотрения дела по существу все подтвердится, собственник имеет право:

  • на восстановление положения существовавшего до нарушения права;
  • отмену акта органа власти;
  • возмещение убытков.

В случае если орган власти произвел процедуру поэтапно, решение будет вынесено в его пользу.

Что переняли из «сочинской схемы»

Основное нововведение «перекочевало» в ЗК РФ из закона об упрощённом порядке изъятия земель, разработанного под Олимпиаду в Сочи и получившего вторую жизнь в «Новой Москве». Новый принцип можно сформулировать так: принудительное изъятие – отдельно, спор о компенсации – отдельно.

Действующий Земельный кодекс такой подход прямо запрещает. Согласно его положениям, забрать землю для госнужд без согласия собственника невозможно, пока не разрешён спор о компенсации и не выплачены деньги. Как только вступят в силу поправки в ЗК РФ, судиться о размере возмещения можно будет хоть до бесконечности, но участок всё равно изымут (отдельным судебным решением).

Читайте также:  Сложная ситуация с увольнением работника в отпуске по уходу за ребенком

Важно и то, что сильно уменьшен срок, в течение которого невозможно изъятие участка для госнужд у частного лица. Пока этот срок – один год с момента получения владельцем земли проекта соглашения о компенсации (ГК РФ, ст. 279, п. 3). Согласно поправкам, такой срок сократят до трёх месяцев плюс время, необходимое для решения суда о принудительном изъятии и вступления его в законную силу (ещё три месяца).

Проект федерального закона №543929-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество»

Данный законопроект о комплексных кадастровых работах принят в первом чтении. Его целью является разработка правовых механизмов, направленных на реализацию мероприятий по определению и внесению в кадастр сведений о границах земельных участков и местоположении зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства на них.

Именно этот законопроект устанавливает, что кадастровые работы финансируются органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов РФ. Закон также устанавливает порядок проведения кадастровых работ в отношении участков, зданий или сооружений, учет которых был проведен раньше; определяет внесения в кадастр результатов комплексной кадастровой работы, сведений об участках, требующих уточнения земельных границ или исправления кадастровых ошибок. Кроме того, этот законопроект вводит запрет с 1 января 2018 года на совершение сделок с земельными участками, описание границ которых не соответствует кадастровым требованиям.

Целью этого закона было снижение риска ошибок в описании границ, быстрое наполнение кадастра достоверными сведениями о местоположении границ земельных участков, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в ЕГРП.

Федеральный закон от 23 июня 2022 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект принят 23 июня 2022 года. Он обязует органы государственной власти и органы местного самоуправления проводить аукционы по предоставлению свободных земельных участков по заявлению граждан и юрлиц. Также он предусматривает обязанности по передаче земли, находящейся в государственной собственности, в собственность муниципалитетов, на территории которых приняты правила землепользования и застройки. Исключением являются земельные участки, необходимые для обеспечения государственных нужд. Эти участки вовлечены в хозяйственный оборот и расположены в границах особо охраняемых территорий федерального значения. Этот закон упрощает порядок предоставления земли без торгов, запрещает аренду земли без проведения торгов, за исключением особо оговоренных случаев. Закон также предусматривает предоставление земли под строительство исключительно в аренду и оформление ее в собственность после завершения всех строительных работ. В случае же незавершения этих работ недостроенный объект принудительно продается на торгах.

Новый закон об изъятии земель

136 Федеральный Закон «Земельный кодекс Российской Федерации» был принят депутатами Государственной Думы 28 сентября 2001 года. 10 октября того же года члены Совета Федерации одобрили законопроект. Официальная дата вступления в действие закона приходится на 25 октября 2001 года.

Закон о земельных участках регулирует процесс использования земель. Сохранение земель необходимо для ведения хозяйства и быта населения, проживающих на них.

Условия владения землями регламентируется настоящим 136 ФЗ и Гражданским Кодексом России. В соответствии с рассматриваемым земельным законом, выделяются несколько категорий земель в зависимости от целевого назначения. Земли:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, транспорта, радиовещания, информатики, энергетики, телевидения, связи;
  • для осуществления космической деятельности;
  • оборонительно-стратегические земли;
  • других специальных назначений;
  • охраняемых территорий;
  • охраняемых объектов;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • запаса.

Несогласие с размером компенсации необходимо обосновать

Должна быть веская причина и приложена копия договора купли-продажи с заключением независимой экспертизы или то, что участок этот куплен по цене выше, чем предлагается. Можно подать свой проект соглашения, в котором прописать ответ: «подписать соглашусь, если измените условия таким-то образом».

Но помните, что за экспертизу вам нужно с собственного кармана заплатить. А если дело доходит до суда и мирно изменить условия не выходит, то взыскать с органа власти стоимость за экспертизу.

Если вы согласны с условиями в проекте соглашения, тогда обратно один экземпляр можете отправить. При получении проекта собственником или правообладателем и игнорированием без отправления своего возражения и отсутствия подписи – орган обращается с иском в суд для принудительного изъятия земельного участка.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *