Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для иностранных граждан, прибывших в нашу страну с целью получения дохода, существует специальный режим по уплате НДФЛ. Такие граждане обычно не нуждаются в визе, так как между нашей страной и их существует специальный безвизовый режим. Поэтому для работы им необходимо только зарегистрироваться в миграционной службе о легальном пребывании на территории нашей страны и приобрести специальный патент, дающий право на официальное трудоустройство или введения деятельности.

Комментарий к ст. 226 НК РФ

В статье 226 НК РФ определены особенности исчисления, порядок и сроки уплаты налога на доходы физических лиц налоговыми агентами.

Согласно пункту 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов, в частности, налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговые агенты удерживают налог с доходов, которые выплачивают физическим лицам — налогоплательщикам, и перечисляют его в бюджет.

Так, согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц являются, в частности,

— российские организации;

— индивидуальные предприниматели;

— нотариусы, занимающиеся частной практикой;

— адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;

— обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.

Анализируя пункт 1 статьи 226 НК РФ, Минфин России пояснил, что организация, заключившая с физическим лицом договор на выполнение работ (оказание услуг), признается налоговым агентом в отношении дохода в виде вознаграждения, выплачиваемого физическому лицу по такому договору.

В связи с этим на организацию возлагаются обязанности по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного при фактической выплате вознаграждения физическому лицу.

Условия в договоре, обязывающие уплачивать налог на доходы физических лиц самого налогоплательщика, будут являться ничтожными (см. письмо от 25.04.2011 N 03-04-05/3-292).

А в письме от 22.12.2010 N 03-11-11/327 официальный орган заметил, что удержание налога на доходы физических лиц производится налоговыми агентами только в случае выплаты им доходов.

В письме от 13.07.2010 N 03-04-05/3-390 финансовое ведомство заметило, что физические лица, в том числе выплачивающие вознаграждение физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в соответствии с пунктом 1 статьи 226 НК РФ, налоговыми агентами признаны быть не могут. В случае получения вознаграждения по гражданско-правовому договору от физического лица обязанность по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц, на основании статьи 228 НК РФ, возлагается на самого налогоплательщика, получившего такой доход.

В письме от 14.04.2011 N 03-04-06/3-88 контролирующий орган разъяснил, что при получении налогоплательщиком дохода в виде разницы между первоначальной и новой номинальной стоимостью долей участников общества организация, являющаяся источником его выплаты, признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Как указал официальный орган, при заключении гражданско-правовых договоров на определенный срок организация, выплачивающая доходы по указанным договорам физическому лицу, является налоговым агентом для данного налогоплательщика только в период действия таких договоров и, соответственно, налоговая база по налогу на доходы физических лиц формируется только в эти периоды.

Учитывая изложенное, при заключении организацией с физическим лицом гражданско-правовых договоров в отдельные месяцы налогового периода стандартные налоговые вычеты предоставляются данному физическому лицу только за те месяцы, в которых действовали указанные договоры (см. письмо от 07.04.2011 N 03-04-06/10-81).

В письме от 29.03.2011 N 03-04-06/6-61 финансовый орган разъяснил, что при получении налогоплательщиком от потребительского ипотечного кооператива дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, подлежащего обложению, указанная организация признается налоговым агентом и должна выполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьей 226 НК РФ.

А в письме от 22.03.2011 N 03-11-06/3/32 Минфин России заметил, что индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность, облагаемую в соответствии с системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, признается налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых им работникам, нанятым в целях осуществления такой деятельности.

Аналогичная позиция содержится в письме Минфина России от 05.10.2010 N 03-04-05/3-590.

В письме от 15.03.2011 N 03-04-05/6-127 контролирующий орган пришел к выводу о том, что при получении налогоплательщиком от организации (товарищества собственников жилья) указанных доходов организация признается на основании статьи 226 НК РФ налоговым агентом и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в бюджетную систему Российской Федерации.

В связи с этим на такого индивидуального предпринимателя возлагается обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц при выплате дохода указанным наемным работникам.

Согласно позиции Минфин России, изложенной в письме от 25.02.2011 N 03-04-06/4-38, если вознаграждения участникам турниров выплачиваются непосредственно иностранной организацией, не имеющей обособленного подразделения в Российской Федерации, такая организация, исходя из положений пункта 1 статьи 226 НК РФ, не признается налоговым агентом.

Если же выплата такого вознаграждения производится через российскую организацию или обособленное подразделение иностранной организации в Российской Федерации, данные организации будут признаваться налоговыми агентами и, соответственно, должны будут исполнять обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджетную систему сумм налога на доходы физических лиц.

Типовые ошибки применения режима НДФЛ

Налоговый агент обязан уведомлять об излишнем удержании налога. В соответствии с существующим законодательством налоговый агент несет ответственность за исполнение регламента в рамках применения системы НДФЛ. А значит, он обязан в течение десяти дней уведомить плательщика о превышение величины налога удержанного из заработной платы или иного дохода. В противном случае налогоплательщик имеет право заявить о нарушении и получить компенсационные проценты, рассчитанные от излишне удержанной суммы, за каждый день не полученного возмещения.

Удержание НДФЛ из заработной платы. В случае если налоговый агент удержал налог из дохода сотрудника организации, но по каким-то причинам не перечислил его в бюджет, организация подпадает под штрафные санкции за нарушение законодательства в части применения режима НДФЛ.

Применение налоговых вычетов. В случае применение налогового вычета налогоплательщик и имеет право предоставить соответствующее подтверждение из налоговых органов в бухгалтерию организации, с которой у него заключен трудовой договор.

В Российской Федерации ставка налога на доходы физических лиц составляет от 9% до 35%. Они применяются в отношении совокупности налоговых баз, то есть облагаемая сумма дохода может состоять из нескольких частей (ст. 210 НК РФ), по каждой из которых действует своя налоговая ставка, которая устанавливается в процентах. Сколько процентов НДФЛ нужно уплачивать, оговорено в ст. 224 НК РФ. Типовые процентные ставки НДФЛ:

  • для резидентов РФ 13 процентов от зарплаты и иных доходов (за исключением тех, которые перечислены в ч. 1.1) до 5 млн руб, 15% с превышения этого порога (ч. 1);
  • для нерезидентов РФ 30% (ч. 3).

Иные ставки:

  • для резидентов РФ 13% от доходов от продажи имущества (за исключением ценных бумаг), от доходов в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в дар, от доходов, полученных по страховым выплатам и выплатам по пенсионному обеспечению (ч. 1.1);
  • для нерезидентов РФ 13% от доходов до 5 млн руб и 15% с превышения этого порога (для некоторых видов доходов, например, от трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста по Федеральному закону от 25.07.2002 № 115-ФЗ, ч. 3.1);
  • для нерезидентов РФ 15% от дивидендов, получаемых от участия в деятельности российских организаций (ч. 3.1).

Повышенная ставка 35% вне зависимости от того, является ли налогоплательщик резидентов РФ или нет, устанавливается для некоторых видов доходов (ч. 2), например:

  • для выигрышей и призов в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг;
  • при экономии на процентах при получении кредитов.

Налоговый период. Налоговые ставки. Порядок исчисления и уплаты налога

По общему правилу налоговый период (ст. 216 НК РФ) по данному налогу составляет один календарный год, а ставка налога на доходы физических лиц является единой, не зависящей от полученного плательщиком дохода и составляет 13%. Однако в отношении некоторых групп доходов установлены повышенные ставки:

— в размере 30% с дивидендов и с доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации; в отношении доходов по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту; в размере 35% с выигрышей в лотерею, на тотализаторе и других основанных на риске игр, со стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых рекламных мероприятиях, со страховых выплат и т.д.;

— в размере 15% с дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.

Читайте также:  Мощи николая чудотворца в Санкт-Петербурге 2023 где пройдет

Пониженная налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 01.01.2007, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 01.01.2007.

В связи с переходом на плоскую шкалу НДФЛ богатые стали еще более обеспечены в отличие от бедных слоев населения. В настоящее время реальная дифференциация по доходам различных слоев населения выросла более чем в 25 раз. Ввиду этого 1% граждан, получающих более 45% общего дохода населения России, уплачивают в бюджет ничтожно малую сумму, тогда как в США 40% всех поступлений от подоходного налога взимаются у 1% богатейших граждан.

В России острой проблемой является отсутствие необлагаемого подоходным налогом минимума доходов. В Англии с момента своего появления подоходный налог взимался только с тех доходов, которые превышали 60 фунтов стерлингов. С распространением подоходного налогообложения право на существование минимума, свободного от обложения, и способы его определения являлись предметом дискуссий.

Однако, несмотря на многочисленную критику, при введении подоходного налога в Европе, США и России определенная часть дохода, идущая на удовлетворение насущных потребностей, освобождалась от обложения. Так, в царской России подоходный налог был введен в 1916 г. и распространялся только на тех граждан, чей доход превышал 850 руб. в год. Подоходный налог с населения, существовавший в СССР, устанавливал необлагаемый минимум в размере 70 руб. в месяц для рабочих, служащих и приравненных к ним лиц.

В настоящее время в государствах Европы, США и подавляющем большинстве стран мира установлен не облагаемый налогом минимум. Анализ европейского законодательства и законодательства США показывает, что размер не облагаемого налогом минимума определяется либо с учетом прожиточного минимума, либо с учетом минимального размера оплаты труда.

В Республике Казахстан плательщики индивидуального подоходного налога при определении дохода имеют право на ежемесячный налоговый вычет в сумме минимального размера заработной платы. Подоходный налог с физических лиц в Республике Беларусь содержит аналогичные российскому законодательству налоговые вычеты, однако стандартный налоговый вычет в разы выше и право на его получение ограничено не размером дохода, исчисленного нарастающим итогом, а размером ежемесячного дохода.

Физические лица могут уплачивать налог на доходы как самостоятельно, так и через налоговых агентов.

Налоговыми агентами (ст. 226 НК РФ) по этому налогу являются российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, которые послужили источниками дохода физического лица. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Самостоятельно рассчитывают и уплачивают налог на доходы индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, лица, получающие доходы по гражданско-правовым договорам, налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы за пределами России, а также все иные физические лица, получающие доходы, с которых налоговыми агентами не был удержан данный налог (ст. 227 НК РФ). Указанные категории налогоплательщиков обязаны предоставить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию.

Согласно ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. В налоговой декларации налогоплательщик должен указать все полученные им в календарном году доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей. Представляется налоговая декларация до 30 апреля (включительно) года, следующего за отчетным.

В Российской Федерации одним из принципов налогообложения доходов физических лиц является признание приоритета норм международных договоров над внутренним законодательством. В соответствии с принципом территориальности государство вправе взимать налог с нерезидента только в случаях, если у него возникает объект налогообложения на территории данного государства или за границей, но в связи с деятельностью на территории данного государства.

В этой связи в целях избежания двойного налогообложения, фактически уплаченные налоговым резидентом суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога на доходы с физических лиц внутри Российской Федерации. Для реализации данного принципа необходимо наличие действующего международного договора между Российской Федерацией и соответствующим иностранным государством об избежании двойного налогообложения. При этом размер засчитываемой суммы не может превышать ставки российского налога.

Налоговое бремя для физических лиц можно облегчить. Для этого предусмотрены налоговые вычеты. Сразу отметим, что такие льготы касаются исключительно резидентов, иностранные граждане не вправе рассчитывать на послабление выплат по НДФЛ. Без права на вычет остаются и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные режимы уплаты налогов – ИП на упрощенной системе, на патенте, уплачивающие единый сельхозналог либо единый налог на вмененный доход. Кроме того, безработные граждане, не получающие доход, облагаемый НДФЛ, тоже не могут претендовать на вычеты.

Еще один важный момент: гражданин, получивший доход помимо основной деятельности, обязан задекларировать его до 30 апреля следующего года, а для получения вычета и возврата уже уплаченного НДФЛ декларацию можно подавать в течение всего года, следующего за тем, в котором было совершено событие (покупка квартиры, оплата учебы, лечения или другое).

Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

Порядок исчисления налога на доходы физических лиц регулируется ст. 225 НК. Общая исчисленная сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при получении доходов, облагаемых различными налоговыми ставками, — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, определяемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Сумма НДФЛ определяется в полных рублях (сумма менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляется до полного рубля).

Налоговый период — календарный год. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему периоду.

Порядок и сроки уплаты имеют некоторые особенности для налоговых агентов, физических лиц, получающих определенные виды доходов; ИП и других лиц, занимающихся частной практикой.

Налоговые агенты исчисляют сумму налога:

  • нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем начисленным налогоплательщику за данный период доходам, облагаемым по ставке 13%, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога;
  • отдельно по каждой сумме доходов, облагаемых иными ставками (9, 15, 30 и 35%);
  • без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов и удержанных другими агентами сумм налога.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты. Уплата налога за счет средств налогового агента не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми налоговые агенты, выплачивающие доход, принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Налоговые агенты, являющиеся источником выплаты дохода, совокупную сумму налога уплачивают по месту своего учета в налоговом органе. Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, уплачивают налог как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Перечисление сумм налога в бюджет налоговыми агентами
Виды выплат налогоплательщикам Срок
1. Выплаты доходов, производимые из получаемых средств в банке Не позднее дня фактического получения средств в банке
2. Выплаты, производимые перечислением суммы дохода на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц Не позднее дня перечисления дохода с банковского счета налогового агента
3. Выплаты, производимые в денежной форме из выручки налогового агента Не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода
4. Выплаты, производимые в натуральной форме или доходы в виде материальной выгоды Не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога

Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах начисленных и удержанных налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за этим периодом.

Расчет налога ЕНВД, онлайн калькулятор

Рассчитать налог ЕНВД за квартал для ИП в 2017 году. Расчет налога ЕНВД, онлайн калькулятор

Рассчитать УСН, калькулятор налога УСН

Расчит налога УСН при системе налогообложения доход или доход минус расход. Рассчитать УСН, калькулятор налога УСН

Как определяется дата получения дохода в виде зарплаты?

Согласно статье 136 Трудового кодекса заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца.

С 3 октября 2016 года дата выплаты заработной платы не может быть установлена правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (часть 6 статьи 136 Трудового кодекса).

До истечения месяца нельзя определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить НДФЛ при выплате зарплаты за первую половину месяца.

Поэтому в соответствии с пунктом 2 статьи 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения работником такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Читайте также:  Пенсионный фонд опубликовал график выхода на пенсию по году рождения: таблицы

Исчисление налога с доходов по оплате труда производится в последний день месяца. Именно эту дату – последнее число каждого месяца — следует отражать в регистрах налогового учета по НДФЛ как дату получения дохода в виде оплаты труда.

Влечет ли перечисление налога до выплаты дохода негативные последствия для налогового агента?

Строго говоря, НК РФ не предусматривает досрочное перечисление НДФЛ, более того, запрещает, поскольку в данном случае налог уплачивается за счет налогового агента в нарушение пункта 9 статьи 226 НК РФ.

В случае «досрочного» перечисления налога может возникнуть необходимость пройти процедуру возврата такой суммы как невыясненных поступлений (письмо Минфина от 16.09.2014 № 03-04-06/46268). При этом, обязанность по удержанию налога сохраняется.

Но следует отметить, что по конкретным делам есть судебная практика, согласно которой, если налог исчислен правильно, удержан и поступил в бюджет, то уплата НДФЛ до выплаты дохода не признается нарушением, влекущим для налогового агента штраф по статье 123 НК РФ и пени по статье 75 НК РФ. Подобные выводы сделаны, например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2013 по делу № А56-16143/2013. Поддерживается указанный подход и в письме ФНС от 29.09.2014 № БС-4-11/19716.

Какие бывают налоговые ставки

НК РФ предусматривает пять налоговых ставок по НДФЛ. Ставки устанавливаются в отношении доходов и в отношении категорий налогоплательщиков.

  • 9 % — проценты по облигациям, выпущенным до 01.01.2007 г. с ипотечным покрытием; доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные на основании ипотечных сертификатов участия, выданных до 01.01.2007 г.
  • 13% — заработная плата (в том числе высококвалифицированных специалистов — нерезидентов РФ, добровольных переселенцев — соотечественников по госпрограмме, членов экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ), выплаты по договорам ГПХ, доходы от продажи имущества, дивиденды учредителей обществ, прочие доходы.
  • 15% — сумма доходов, превысившая за налоговый период 5 млн рублей; дивиденды, полученные от российских организаций физическими лицами — нерезидентами РФ.
  • 30% — доходы физических лиц — нерезидентов РФ.
  • 35% — призы и выигрыши, выплачиваемые организаторами конкурсов в целях рекламы продукции, услуг, работ.

ООО «Браво-М» ведет по учету НДФЛ необходимую документацию: регистры налогового учета по налогу на доходы физических лиц, заполняет справку о доходах 2-НДФЛ, с 2016 г. заполняет, согласно внесенным в законодательство изменениям, новую форму 6-НДФЛ.

Регистр налогового учета по НДФЛ ведется вместо бывшего документа 1- НДФЛ (его заполнение организациями стало необязательно с 2011 г.). Форму налогового регистра предприятиям разрешено разрабатывать самостоятельно, однако в ней должны содержаться определенные разделы, в которых отражены сведения, помогающие идентифицировать налогоплательщика. К ним относятся вид выплачиваемых доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджет РФ, реквизиты соответствующего платежного документа.

Регистр налогового учета ведется на каждого получателя доходов индивидуально. Регистр налогового учета по НДФЛ ООО «Браво-М» представлен в приложении 3 и имеет 7 разделов.

Первый раздел включает в себя сведения о налоговом агенте (источнике доходов) такие, как ИНН/КПП, код налогового органа, где налоговый агент состоит на учете и наименование налогового агента.

Второй раздел отражает информацию о налогоплательщике (получателе доходов): ИНН, ФИО, вид документа, удостоверяющего личность, его код, серия и номер, дата рождения, гражданство (в этом пункте отражается код страны), адрес места жительства в РФ, адрес в стране проживания (если налогоплательщик является гражданином другой страны), статус налогоплательщика. Последний пункт представляет собой небольшую таблицу, имеющую две строки – месяц и статус, в столбце статус отражается, кем является налогоплательщик – резидентом или нерезидентом – в виде цифры-кода.

В третьем разделе отражена информация о налоговых вычетах – код предоставляемого вычета, его размер, период предоставления вычета и основание предоставления (заявление работника).

Четвертый раздел является самым объемным, в нем подробно отражен расчет налоговой базы и налога на доходы данного налогоплательщика – получателя дохода. В этом разделе несколько таблиц. Первая отражает доходы и вычеты, полученные налогоплательщиком и предусмотренные 214.1, 217 и 221 статьями Налогового кодекса РФ. Доходы указываются нарастающим итогом помесячно, с датой начисления и датой получения дохода. Также в этой таблице рассчитывается налоговая база и налог к начислению, также нарастающим итогом. Вторая таблица отражает предоставленные налогоплательщику вычеты ежемесячно нарастающим итогом. Третья таблица показывает суммы исчисленного налога в каждом месяце отдельно. Четвертая таблица – сколько удержано налога ежемесячно, даты получения дохода и даты удержания, а также сроки перечисления налога. Пятая таблица отражает перечисление налога в бюджет по месяцам с датой и реквизитами платежного поручения.

Пятый раздел представляет собой таблицу, отражающую суммы предоставленных вычетов по итогам налогового периода.

Шестой раздел отражает общие суммы полученного по итогам налогового периода дохода, налоговая база, исчисленная сумма налога, удержанная сумма налога и перечисленная сумма налога.

Последний, седьмой, раздел отражает сведения о предоставлении справок 2-НДФЛ: дата предоставления, назначение и номер справки.

Налоговый регистр подписывается главным бухгалтером фирмы, и он является основой при составлении других форм по НДФЛ. Регистр налогового учета ООО «Браво-М» содержит всю необходимую информацию для идентификации получателя дохода и следственно, налогоплательщика.

На основе регистра налогового учета составляется справка 2-НДФЛ для отчета налоговому органу либо для предоставления работнику при необходимости. Справка 2-НДФЛ имеет унифицированную форму, она утверждена приказом ФНС России от 30 октября 2015 г. № ММВ-7-11/485. Заполним форму 2-НДФЛ на основе данных, имеющихся в налоговом регистре по НДФЛ. Справка 2-НДФЛ содержит информацию в более сжатом виде по сравнению с налоговым регистром. В заголовке справки помимо названия «Справка о доходах физического лица» указывается год, за который она выдана, порядковый номер справки и дата ее выдачи (они указаны в 7 разделе налогового регистра).

Поле «признак» заполняется в зависимости от типа справки: если справка отражает исчисленный налог, то ставится цифра 1, если справка составляется для уведомления о невозможности удержания налога, то ставится цифра 2. В данном регистре отражается исчисление налога, поэтому ставим цифру 1 в поле «признак». В поле «номер корректировки» ставится код из предложенных трех вариантов:

1. 00, если составлена первичная справка;

2. 01, 02 и т. д., если составлена корректирующая справка взамен ранее представленной, причем значение указывается на единицу больше, чем в предыдущей справке;

3. 99, если составлена аннулирующая справка. Ставим код 00.

И здесь же указывается код инспекции ФНС (раздел 1 пункт 1.2. налогового регистра) – 7017. Далее заполняется первый раздел справки – данные о налоговом агенте. Здесь указывается код ОКТМО (код муниципального образования, на территории которого находится организация, коды перечислены в «Общероссийском классификаторе территорий муниципальных образований») – 69 701 000, телефон, ИНН, КПП, наименование налогового агента полностью. Второй раздел справки содержит информацию о физическом лице – получателе доходов. Эта информация следующая: ИНН в РФ, ИНН в стране гражданства, фамилия, имя, отчество (при наличии), статус налогоплательщика, дата рождения, гражданство (код страны), код документа, удостоверяющего личность, его серия и номер, адрес места жительства в РФ, код страны проживания и адрес.

В поле «статус налогоплательщика» ставится: цифра 1 – налогоплательщик резидент РФ; цифра 2 – налогоплательщик нерезидент РФ; цифра 3 – налогоплательщик нерезидент РФ, который является высококвалифицированным специалистом; цифра 4 – налогоплательщик нерезидент РФ является участником Государственной программы по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; цифра 5 – налогоплательщик нерезидент РФ признан беженцем или получил временное убежище в РФ; цифра 6 – налогоплательщик — иностранный гражданин, осуществляет трудовую деятельность по найму в РФ на основании патента. Физическое лицо является резидентом РФ, ставим статус 1.

В поле «Гражданство», в котором необходимо указать код страны, код страны указывается согласно Общероссийскому классификатору стран мира (ОКСМ). Код 643 – код России.

В поле «Код документа» могут быть указаны следующие коды в зависимости от вида документа: 21 – для паспорта гражданина РФ; 03 – для свидетельства о рождении; 07 – для военного билета; 10 – для паспорта иностранного гражданина; 12 – для вида на жительство в РФ; 13 – для удостоверения беженца; 14 – для временного удостоверения личности гражданина РФ; и др.

По регистру код 21, который означает, что был представлен паспорт гражданина Российской Федерации.

В третьем разделе справки 2-НДФЛ представлена таблица «Доходы, облагаемые по ставке … %». На месте многоточия указываем ставку налога 13%. В этом разделе указываются сведения о начисленных и полученных физическим лицом доходах, которые могут быть в денежной и натуральной форме, в виде материальной выгоды, и вычеты. Эта информация указывается по месяцам налогового периода. Месяца указываются цифрами по порядку. Код дохода 2000 (Вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей), выбирается из «Кодов видов доходов налогоплательщика» и сумма дохода, соответствующая данному коду.

Сумма дохода указана в регистре налогового учета по НДФЛ. Код вычета выбирается из «Кодов видов вычетов налогоплательщика», 114 – на первого ребенка в возрасте до 18 лет или учащегося очной формы обучения в возрасте до 24 лет. Сумма вычета 1 400 руб. ежемесячно.

Раздел четвертый «Стандартные, социальные, инвестиционные и имущественные налоговые вычеты».

В таблице данного раздела отражаются коды вычетов (в нашем примере вид вычета только один, 114) и сумма вычета, предоставленного за год.

Комментарий к Статье 226 НК РФ

Налоговый кодекс РФ предусматривает, что налог на доходы физических лиц перечисляется в бюджет в особом порядке.

В большинстве случаев налог в бюджет перечисляют не сами налогоплательщики, а налоговые агенты.

Читайте также:  КАСКО: юридические вопросы и ответы

В отношении налога на доходы физических лиц налоговыми агентами признаются (ст. 226 НК РФ):

— российские организации;

— коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;

— индивидуальные предприниматели;

— постоянные представительства в России иностранных организаций.

С 1 января 2007 г. в Налоговом кодексе РФ расширено понятие налоговых агентов.

В новой редакции ст. 226 Налогового кодекса к налоговым агентам добавились нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Это означает, что каждый раз, когда организация или индивидуальный предприниматель (из перечисленных выше) выплачивает физическим лицам доход, эта организация или индивидуальный предприниматель выступает в роли налогового агента. То есть он обязан исчислить налог, удержать его из доходов налогоплательщика — физического лица и перечислить удержанную сумму налога в бюджет.

Из приведенного выше правила есть исключения. В п. 2 ст. 226 НК РФ записано, что источник выплаты дохода в некоторых случаях не несет функций налогового агента.

Так, самостоятельно уплачивают налог на доходы физических лиц:

— индивидуальные предприниматели — по доходам от предпринимательской деятельности;

— частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой в соответствии с действующим законодательством, — по доходам, полученным от частной практики.

Кроме того, самостоятельно должны заплатить налог физические лица, получающие, в частности, следующие доходы:

— по договорам гражданско-правового характера, заключенным с другим физическим лицом, которое не является налоговым агентом (например, к таким договорам относятся договоры найма и аренды имущества у другого физического лица);

— от источников за пределами Российской Федерации;

— от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;

— в виде выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов).

Кроме того, обязанность самостоятельно заплатить налог возлагается на тех физических лиц, при выплате доходов которым налоговый агент не имел возможности удержать НДФЛ (например, при выдаче доходов в натуральной форме).

Указанные выше налогоплательщики, самостоятельно уплачивающие налог, обязаны по окончании года представить в налоговую инспекцию по месту своего жительства налоговую декларацию. Налоговый кодекс РФ устанавливает четкие правила исчисления, удержания и перечисления НДФЛ налоговыми агентами.

1. Налог по ставке 13 процентов исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по этой ставке.

2. Налог по ставкам 35, 30 и 9 процентов исчисляется отдельно по каждой сумме дохода, начисленной налогоплательщику.

3. Налог исчисляется без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и соответственно без учета исчисленного и удержанного с этих доходов налога.

4. Удержание исчисленного налога налоговый агент может производить только из фактически выплачиваемых налогоплательщику денежных сумм (перечисляемых на его счет или счета третьих лиц по его поручению). При этом сумма удержания не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

5. Если у налогового агента нет возможности удержать налог из доходов налогоплательщика (например, при выдаче доходов в натуральной форме либо когда заранее известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма исчисленного налога, превысит 12 месяцев), он обязан письменно сообщить об этом в свою налоговую инспекцию. Такое сообщение необходимо направить в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств. Уплата налога за счет собственных средств налогового агента не допускается.

6. Излишне удержанные суммы налога возвращаются налоговым агентом налогоплательщику по его письменному заявлению.

7. Не удержанные (удержанные не полностью) налоговыми агентами налоги взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения задолженности.

Тенденции развития отечественной системы налогообложения

Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.

«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11

В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.

В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.

Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.

Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.

Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.

Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.

Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения

Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.

Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.

В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.

Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.

В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.


Итак, мы рассмотрели правила и сроки перечисления НДФЛ с зарплаты и иных выплат физлицам в 2023 году. Действительно, изменений очень много. Пока компании только осваиваются с новым порядком, поэтому возникает немало вопросов.

Из-за перевода НДФЛ на ЕНС появились сложности не только у бизнеса, но и у региональных бюджетов. И вот почему. Если компания перечислила на единый счёт налог за физлиц, но не уплатила, например, свой НДС или другой федеральный налог, эту недоимку частично покрывают за счёт уплаченной суммы НДФЛ. В итоге субъект РФ лишается части доходов, ведь НДФЛ предназначается для пополнения региональных и местных бюджетов.

Чтобы избежать такой ситуации, в настоящее время во властных структурах обсуждается вопрос о выводе налога на доходы физлиц из перечня платежей, которые уплачиваются через ЕНС. Так что нельзя исключить, что в порядке уплаты НДФЛ ещё будут изменения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *