Камеральные проверки: что нового в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Камеральные проверки: что нового в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изменения в аттестации педагогических работников планировалось провести еще в 2020 году, но из-за пандемии сроки дважды переносили. В 2022 году апробация нового порядка проходит в избранных регионах, и стало известно, что ждет учителей в ближайшее время.
Различия старой и новой системы
В предыдущей системе оценки педагогических работников существовало много минусов:
- чтобы подтвердить или повысить категорию, учителям нужно было собирать горы документов, вроде дипломов, грамот и прочего;
- в разных регионах была своя система оценивания, и не существовало единого порядка для преподавателей всей страны;
- уровень профессионализма никак не влиял на подъем по карьерной лестнице.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Список необходимых документов
Для прохождения проверки необходимо предоставить следующие документы на аттестацию на соответствие воспитателя занимаемой должности в ДОУ:
- Заявление на аттестацию воспитателя.
- Копия результата прохождения предыдущей проверки (если она была).
- Копии дипломов, подтверждающих профильное образование (среднее и высшее педагогическое образование).
- Документы, подтверждающие наличие первой или высшей категории.
- Если менялась фамилия, копии сопутствующих документов (свидетельство о браке, например).
- Представление с места работы, которое служит подтверждением профессиональной компетенции работника.
- Может пригодиться портфолио.
Как заполнить аналитическую справку
Аналитическая справка для аттестации на высшую категорию воспитателя показывает уровень квалификации педагога. В ней указывают все достижения за время работы или время, пройденное между аттестациями на квалификацию.
В аналитический отчет воспитателя на первую категорию (образец) по ФГОС входят следующие разделы:
- аннотация;
- аналитическая часть;
- проектная часть;
- заключение;
- приложения.
В шапке аналитическая справка для аттестации, на первую категорию воспитателя, например, содержит данные о заявителе:
- Ф.И.О.;
- данные об образовании;
- общий стаж;
- стаж работы воспитателем;
- стаж в учреждении, которое направило на аттестацию;
- уровень квалификации (категория) в настоящее время.
Далее в обязательном порядке заполняется каждый пункт документа:
- Цели и задачи деятельности педагога.
- Анализ результатов педагогической деятельности.
- Применение инноваций в педагогической деятельности.
- Данные о профессиональной деятельности педагога. Сюда входит информация о составе группы воспитанников, позитивная динамика в их развитии, формировании их личностных качеств, результаты различных мероприятий и другие показатели.
- Применение знаний психологии в процессе профессиональной деятельности.
- Положительные отзывы о педагогической деятельности воспитателя со стороны родителей воспитанников.
- Информация о проведении мероприятий, направленных на сохранение здоровья детей и профилактику здорового образа жизни.
- Данные об обучении педагога, курсах повышения квалификации, участии в конкурсах и т. д.
- Если были публикации по воспитанию и обучению детей и другие материалы, связанные с профессиональной деятельностью, их тоже следует указать.
- Перспективы личностного и профессионального развития заявителя: планы на обучение и т. д.
- Дата и личная подпись заявителя.
Составные части заработной платы воспитателя
Как уже было сказано, оклад воспитателя зависит от первоначальной суммы, повышающих коэффициентов, компенсаций и стимулирующих выплат.
Вид коэффициента | Размер коэффициента | |
За квалификацию | Первая категория | 25 % |
Высшая категория | 40 % | |
За образование | Высшее образование | 40 % |
Ученая степень | 10–20 % | |
За звание | Отличник | 20 % |
Почетный работник | 20 % | |
Заслуженный учитель | 20 % | |
За государственные награды | 12 % | |
За стаж работы | Свыше 3 лет | 5 % |
Свыше 5 лет | 10 % | |
Свыше 10 лет | 25 % | |
За статус детского сада | За внимательное соблюдение всех возможных стандартов | 15 % |
За отличные результаты в одном или нескольких аспектах | 10 % | |
За работу с особыми детьми | Коррекционные, офтальмологические или логопедические группы | 15–20 % |
Группы детей, болеющих туберкулезом | 25 % | |
Персональный повышающий коэффициент (ППК) | Для тех, у кого высокая квалификация | до 300 % |
Наталия Демьянова, имеет высшую квалификационную категорию как воспитатель дошкольного учреждения и первую – как педагог-психолог.
– Аттестация дает не только прибавку к зарплате, но и статус, уважение в среде коллег. Самое сложное и долгое – правильно внести в таблицы все достижения, номера приказов и реквизиты итоговых документов, хотя многое подсказывает сама электронная система, – считает Наталия Демьянова. – Приходится на время этой рутинной работы отложить все свои дела, в том числе домашние. Я считаю, что работа педагога низко оценивается внутри образовательной организации. Например, в сельской школе открытый урок оценивается, условно говоря, в один балл, а если выйти с этим же уроком на уровень района – уже в пять. Тем, кто работает в малокомплектных, отдаленных образовательных учреждениях, очень сложно заработать баллы.
Во всех школах появится должность советника по воспитательной работе
В некоторых регионах советники директоров уже работают в экспериментальном порядке, а в 2023 году такие специалисты будут работать уже повсеместно.
Занять эту должность может педагог, имеющий опыт воспитательной работы и прошедший переподготовку на базе Международного детского центра «Артек». В обязанности советника по воспитанию входит разработка и реализация программ воспитания в школе, вовлечение учащихся в проекты детских и молодежных объединений, а также содействие в организации творческих, туристических и спортивных мероприятий.
Советник по воспитанию получает доплату в размере 15 тысяч рублей за полную ставку.
Заявление на аттестацию
Заявление на категорию оформляют на специальном бланке в свободной форме. Информация об адресате заполняется в правом верхнем углу. Затем необходимо внести основные сведения о заявителе. К этим сведениям относятся Ф.И.О. сотрудника ДОУ, его адрес и номер телефона, полное наименование образовательного учреждения, в котором работает заявитель. В основной части заявления предлагается поэтапно указывать следующие сведения:
- просьба об аттестации на выбранную категорию;
- информация о имеющейся категории и сроке ее действия;
- указываются основания для присвоения категории. В этом пункте важно ориентироваться на требования к выбранной квалификации;
- список образовательных мероприятий, в которых участвовал сотрудник ДОУ;
- сведения о заявителе: образование, общий педагогический стаж, стаж работы на последнем месте. Если воспитатель имеет грамоты, документы о прохождении курсов повышения квалификации, необходимо отразить данные сведения в тексте заявления.
Аналитическая справка для аттестации
Аналитическая справка для аттестации на высшую категорию воспитателя является документом, показывающим уровень квалификации педагога на основании выводов о его профессиональной деятельности. В ней указывают все профессиональные достижения за межаттестационный период. Эта справка — своего рода самоанализ воспитателя ДОУ, и она показывает достижения работника и его планы по профессиональному совершенствованию.
По общим правилам аналитический отчет воспитателя для аттестации по ФГОС в 2020 году состоит из:
- аннотации;
- аналитической части;
- проектной части;
- заключения;
- приложения.
Требуемая по ФГОС аналитическая справка для аттестации воспитателя на первую категорию содержит следующие анкетные данные:
- Фамилия, имя, отчество заявителя.
- Информация об образовании.
- Общий стаж работы.
- Стаж работы на аттестуемой должности.
- Стаж работы в образовательном учреждении, которое направило на аттестацию.
- Уровень квалификации для работы на данной должности.
Обязательный этап при заполнении документа — указание таких сведений:
- Цели и задачи, реализация которых осуществляется заявителем (подбираются темы для аттестации воспитателя детского сада на I категорию по ФГОС, оценочным листам, исходя из собственных интересов и практикуемой деятельности).
- Достигнутые цели.
- Применение инноваций в педагогической деятельности.
- Данные о профессиональной деятельности работника ДОУ: состав группы воспитанников, позитивная динамика в их развитии, формировании их личностных качеств, результаты различных мероприятий и другие показатели.
- Применение знаний психологии в процессе профессиональной деятельности: приемы и методы.
- Положительные отзывы о педагогической деятельности заявителя со стороны родителей воспитанников дошкольного учреждения. Эти данные иногда проверяются комиссией.
- Информация о проведении мероприятий, направленных на сохранение здоровья воспитуемых и профилактику здорового образа жизни.
- Информация об обучении воспитателя, курсах повышения квалификации, участии в конкурсах и т. д.
- Коммуникации воспитателя, его публикации по воспитанию и обучению детей и других материалов, связанных с его профессиональной деятельностью.
- Навыки работы с документацией и другие умения, необходимые на занимаемой должности.
- Перспективы личностного и профессионального развития заявителя: планы на обучение и т. д.
Часто возникающие вопросы
У педагогов ДОУ часто возникают дополнительные вопросы, связанные с прохождением аттестации. Ответы на них читайте ниже.
Дополнительные баллы можно получить за работу с детьми-инвалидами или с одаренными детьми. Но это должно быть не отдельное мероприятие, а действующий проект или авторская методика. Нужно предоставить записи открытых занятий по разработанной программе, мониторинг, документальные подтверждения успехов воспитанников.
- Какую тему можно выбрать для аттестации?
Воспитатель может выбрать любую тему, которая его интересует и в которой он лучше всего разбирается. Например, «Развитие творческих способностей в игровой форме», «Роль подвижных игр в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста» и так далее. Лучше выбирать то, на что воспитатель делает упор в работе.
- Я подавала документы на первую категорию, но баллов хватает на высшую. Я могу претендовать на нее?
Нет, не можете. Присваивается только та квалификация, на которую были поданы документы.
- Как узнать, какая методика или подход инновационные, а какие — нет?
Это зависит от региона. Одна и та же методика может считаться инновационной, например, в Брянской области и самой обычной — в Калужской. Изучите соответствующий приказ в вашем ДОУ, в нем должна быть информация конкретно по вашему региону и детскому саду.
- Может ли работодатель заставить воспитателя проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, если комиссия отказала ему в присвоении первой категории?
Да, работодатель имеет на это право. Срок проведения он также назначает сам.
- У меня нет категории. Я могу сразу подать документы на высшую?
Нет, сначала нужно получить первую категорию. Через два года после ее получения можно будет подать документы на высшую.
- Как получить категорию воспитателю детского сада, если не хватает баллов?
КАК ПРОХОДИТ АТТЕСТАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Аттестация воспитателя, как и любого педагога, проходит в соответствии с Положением о порядке аттестации, утвержденном Министерством образования РФ в Приказе №1908 от 26.06.2000.
В процессе аттестации на присвоение квалификационной категории проверяется соответствие работника уровню, на который оный претендует.
При этом проверяется профессиональная компетентность, показатели деятельности, умения, знания и итоги работы.
Проводит аттестацию воспитателя аттестационная комиссия, сформированная образовательной организацией. Оценка осуществляется по нескольким критериям.
Так в процессе аттестации соискатель категории проходит экзамен в письменном виде либо посредством компьютерного тестирования.
Это помогает оценить уровень владения современными методами профессионального обучения, а также подтвердить степень компетентности и опыт работы.
Кроме того, аттестующийся воспитатель ДОУ представляет на рассмотрение комиссии свое портфолио, в котором собраны все наиболее выдающиеся результаты деятельности.
Результаты прохождения экзамена и рассмотрение портфолио помогают определить соответствие воспитателя определенной квалификационной категории.
Заседание аттестационной комиссии может проходить как при участии педагога, так и за «закрытыми дверьми».
Принятое решение оформляется в виде протокола, а затем вносится в аттестационный лист воспитателя ДОУ. После утверждения документа вышестоящим субъектом РФ итого передаются работодателю.
Вместе с тем нельзя забывать и о реальной кадровой ситуации в ДОУ страны.
Практика показывает, что в результате введения нового порядка аттестации педагогических работников большинство педагогов не может самостоятельно подготовиться к соответствующей процедуре. Особые трудности у воспитателей возникают в процессе выбора современных форм представления результатов педагогической деятельности, обобщения и распространения передового опыта работы (см. Приложение 1). При этом педагоги нуждаются не в разовых консультациях, а в систематизированно организованном непрерывном образовании (самообразовании).
Ограниченными нам представляются и подходы к осуществлению оценки качества профессиональной деятельности, основанные лишь на одной из методик: анализ портфолио, открытых занятий (других форм организации образовательного процесса), реферата, презентации. Целостное представление о работе педагога, его личностных и
профессиональных качествах может быть составлено лишь по итогам использования названных и других методик (собеседования с аттестуемым и с администрацией ДОУ, анализа результатов самооценки педагога, данных диагностики его компетенций, анализа продуктивной деятельности детей, планирования и материалов к занятиям, конспектов мероприятий) (см. Приложение 2).
В заключение хотелось бы привести слова В. Д. Шадрикова:
«Оценка уровня квалификации педагогических работников… — это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счет получения внешней оценки и самооценки деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации и профессионального развития педагога» .